пятница, 9 декабря 2016 г.

В сраку СССР. Записки советского школьника.


Извините, что пропустил столь радостное событие как - развал СССР. Извините, что пропустил празднование годовщины "беловежских соглашений" подписание которых состоялось 8 декабря 1991 года. Извините, что пишу с опозданием на сутки, но, тем не менее, пишу и пишу для того чтобы высказаться по этой теме, так как сказать есть более что.

Начнем с того что в 1991 году мне было всего лишь 11 лет. Казалось бы - это еще достаточно молодой возраст для грамотного осознания общественно политической жизни страны. Однако, кое-что оттуда я помню и могу уже сейчас более менее осмысленно проанализировать. Пройдусь по пунктам из своих воспоминаний.

Еда, игрушки и одежда...

Помню - повальный дефицит товаров народного потребления и качественных продуктов питания. В детстве, лет в 5-7 мне посчастливилось скушать один или два банана. Не знаю откуда их мама достала, но вкус этот я запомнил на всю жизнь равно как и радость от того, что вообще смог попробовать столь дефицитный экзотический фрукт. В следующий раз бананы я ел уже лет через 7-8 уже в современной России.


Помимо этого, я помню что в дефиците были, почему-то - пластиковые мини лыжи. Пацаны из двора надевали одну такую на валенок и отталкиваясь второй ногой от снега скользили по нему как конькобежцы. У мамы на работа, а работала она на заводе Асбо-Технических Изделий, какая-то женщина в смене купила пару таких лыж и одну из них мама хотела у нее выкупить. Я помню что до поздней ночи ждал прихода мамы с работы и когда она пришла, то огорчила меня тем что сделка не состоялась. Это жгучее детское разочарование живет во мне уже более 20-ти лет.


Одеться нормально и по современной моде в СССР было практически невозможно - легкая промышленность традиционно предлагала только бушлаты, валенки, фуфайки и прочую спецодежду зэковского или военного образца. Яркую красную теплую куртку на пуху или синтепоне, равно как и теплую обувь с интересным названием «дутыши» можно было купить только на черном рынке в Екатеринбурге который назывался почему-то «тучей» и находился он вроде бы где-то на Шувакише. Я там сам ни разу не был, но неоднократно слышал как старшая сестра обсуждала что там можно купить джинсы или что-то иное - очень дефицитное и очень модное. Цены там, соответственно, кусались.



В 1992 году, уже после развала СССР мне посчастливилось съездить в Ригу. Я, в тот период времени, ходил в Дворец Пионеров и занимался там бальными танцами. Точнее они к тому времени из бальных превратились уже в русские народные и мы на репетициях лихо отплясывали какого-то там гопака или нечто похожее, наряжаясь, перед этим, в белые кожаные сапоги и русские народные рубашки с вышивкой по вороту. Подпоясывались кушаками.


И вот с этим танцевальным коллективом меня в Балтийскую страну на экскурсию собственно и занесло. Денег мне в дорогу мама дала наверное что-то около 120-150 рублей. Я попозже поясню откуда я так точно помню эту цифру.

Рига 1992 года поразила меня своей чистотой и цивилизованностью. Женщина экскурсовод, говорящая по русски с очень сильным балтийским акцентом, водила нас по разного рода интересным местам из которых я запомнил только одно - то, где продавалось шариковое мороженое с кучей разнообразных вкусов. Впервые на своей памяти я попробовал такую вкуснотищу и запомнил этот момент на всю свою жизнь, равно как и тот, во время которого я впервые попробовал бананы.


Домой, из практически иностранной поездки я привез всего лишь три заграничных подарка: фантастическую книжку Гарри Гаррисона «Врач космического корабля» которой я зачитывался взахлеб в идущим домой поезде. Какие-то польские духи для мамы и, самое главное - пластиковую игрушечную фигурку Бэтмена высотой сантиметров в 20.

За эту игрушку я заплатил 80 советских или уже российских рублей образца 1992 года и дома мне вставили за это расточительство таких неимоверных люлей, которые я запомнил на долгие 25 лет и помнить их буду, наверное, до конца своей гребенной жизни.

Но это еще не все.

В позднем СССР я помню еще и очереди за едой. Мы ходили всей семьей в 1-й магазин на улице Калинина и закупались там хлебом. А всей семьей мы ходили туда отовариваться потому, что в одни руки давали не более двух булок. Сделав несколько таких ходок, мама нарезала весь хлеб ломтями и обсушивала его в духовке - получались сухари. Сухари складировали в мою комнату в холщовый мешок и оттуда я их постоянно тырил, поедая с голодухи и запивая сладким морсом из варенья. Жили не тужили?


А еще я помню пустые полки того-же 1-го магазина и очереди за сметаной, которую привозили в больших алюминиевых бидонах и продавали на развес, зачерпывая высоким и узким алюминиевым стаканом приваренным к длинной алюминиевой ручке.


Кроме хлеба, сметаны и тетрадок за 2 копейки я, в этом магазине, больше ничего и не видел - полки практически постоянно были пустые, а если что и привозили дельное на продажу, то это вызывало дикий ажиотаж среди случайно забредшего населения и народ мгновенно собирался в огромные очереди.


Школа.

Пионером я так и не стал, хотя октябренком побыть успел. Моя, очень сильно верующая в бога бабушка, с детства приучала меня к молитвам и старалась строго следить за тем, чтобы я перед сном обязательно читал «Отче Наш». А еще он рассказывала мне что одного человека прочитавшего эту молитву ночные грабители не увидели в постели и не убили. А кого-то другого, кто эту молитву прочитал только до середины, злой чужой взгляд по этой середине и опознал, так как божественная пелена скрыла спящего только до середины. Ну и естественно, что за эту свою безалаберность в прочтении священных текстов человек жизнью и поплатился. Такой был вывод. И я в это все искренне верил.

Я это все к тому, что когда нам в школе предлагали вступать в пионеры, голова моя была забита какими-то православными бреднями и вместо изучения дела великого Ленина, я, почему-то, мечтал изучать церковную латынь, чтобы впоследствии стать священником читающим библейские тексты в первоисточнике. На этой почве у меня даже был какой-то скандал с классным руководителем начальных классов - меня тянули в пионеры, а я категорически от этого отказывался. Вроде бы так единственным из класса и остался, кто в пионеры не поступил. А потом и СССР развалился и это вообще стало совершенно не актуально.


Если покопаться в памяти, то можно найти много интересных воспоминаний об этом периоде своей жизни. Однако главное, что я вынес из этого своего столь юного возраста - в сраку СССР.

Я не хочу и не желаю возвращаться в этот совковый режим, где тебя заставляю как барана маршировать строем, где существует только единственно верная государственная идеология, где нет места инакомыслию, где во всем существует постоянный дефицит, а бытовые условия жизни напоминают казарменно-барачные.

Да, я ухватил только маленький кусочек, самый кончик заката великой советской империи, но даже этого мне было достаточно чтобы понять - каким же говном было наше тогдашнее государство, наш строй и наша страна.

В сраку СССР.

PS Конечно, что-то хорошее и там было, но судя по тому что я слышу от людей преклонного возраста, все что им нравилось в СССР так это СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ - когда тебе либо вообще ничего не надо делать либо работать спустя рукава, но зато ты гарантированно получишь зарплату на которую сможешь сытно просуществовать и помимо нее, тебе нахаляву надают кучу приятных ништяков типа квартиры по очереди или дармовой путевки в Сочи с доставкой тебя туда на самолете.

Естественно что людям которые не готовы отвечать за себя, свою жизнь и свою судьбу, такое государственное устройство кажется раем, однако жить в таком государстве придется как все - уравниловка она на то и уравниловка, что кто-то пашет как лошадь, а кто-то как Куралвев-Афоня с друзьями бухает - зато все живут примерно одинаково.

В СРАКУ ССССР!

Комментариев нет :

Отправить комментарий